Правила по управлению многоквартирными домами Постановление
Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 г. Москва
"О порядке осуществления деятельности по управлению
многоквартирными домами"
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса
Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить
прилагаемые Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными
домами.
2. Министерству
регионального развития Российской Федерации давать разъяснения о порядке
применения Правил, утвержденных настоящим постановлением.
Председатель Правительства Российской Федерации
Д.Медведев
Правила осуществления деятельности по управлению
многоквартирными домами
I. Общие положения
1. Настоящие Правила
устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению
многоквартирным домом:
а) собственниками
помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении
многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме;
б) товариществами
собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными
кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами,
осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора
управления с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество,
кооператив);
в) управляющими
организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом, в том
числе в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса
Российской Федерации;
г) управляющими
организациями, заключившими договор оказания услуг и (или) выполнения работ по
содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, количество
квартир в котором составляет более чем 12;
д) застройщиками,
управляющими многоквартирным домом до заключения договора управления
многоквартирным домом с управляющей организацией (далее - застройщик -
управляющая организация).
2. Под деятельностью
по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом)
понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей,
установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также
определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
3. Управление
осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как
самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных
особенностей, степени физического износа и технического состояния общего
имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий
расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня
услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего
имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 3 апреля 2013
г. N 290 (далее - минимальный перечень).
II. Стандарты
управления многоквартирным домом
4. Управление
многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
а) прием, хранение и
передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с
управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего
имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в порядке, установленном
настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при
необходимости);
б) сбор, обновление и
хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном
доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на
основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в
многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и
(или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской
Федерации о защите персональных данных;
в) подготовка
предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников
помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием
собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе:
разработка с учетом
минимального перечня перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего
имущества в многоквартирном доме (далее - перечень услуг и работ), а в случае
управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом - формирование
годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
расчет и обоснование
финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ,
входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких
потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке
услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ);
подготовка
предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции)
многоквартирного дома, а также осуществления действий, направленных на снижение
объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышения
его энергоэффективности;
подготовка
предложений о передаче объектов общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме в пользование иным лицам на возмездной основе на условиях,
наиболее выгодных для собственников помещений в этом доме, в том числе с
использованием механизмов конкурсного отбора;
обеспечение
ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с проектами
подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества
собственников помещений в многоквартирном доме и пользования этим имуществом, а
также организация предварительного обсуждения этих проектов;
г) организация
собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления
товарищества и кооператива, а в случаях, предусмотренных договором управления
многоквартирным домом, управляющей организацией рассмотрения общим собранием
собственников помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов
товарищества или кооператива (далее - собрание) вопросов, связанных с
управлением многоквартирным домом, в том числе:
уведомление
собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или
кооператива о проведении собрания;
обеспечение
ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме, членов
товарищества или кооператива с информацией и (или) материалами, которые будут
рассматриваться на собрании;
подготовка форм
документов, необходимых для регистрации участников собрания;
подготовка помещений
для проведения собрания, регистрация участников собрания;
документальное
оформление решений, принятых собранием;
доведение до сведения
собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или
кооператива решений, принятых на собрании;
д) организация
оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ,
утвержденным решением собрания, в том числе:
определение способа
оказания услуг и выполнения работ;
подготовка заданий
для исполнителей услуг и работ;
выбор, в том числе на
конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего
имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для
собственников помещений в многоквартирном доме;
заключение договоров
оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего
имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
заключение с
собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров,
содержащих условия предоставления коммунальных услуг;
заключение договоров
энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности),
теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения,
водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с
ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления
собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной
услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и
ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации);
заключение иных
договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом,
обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме;
осуществление
контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего
имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, в том числе
документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов
выполнения услуг и работ ненадлежащего качества;
ведение
претензионной, исковой работы при выявлении нарушений исполнителями услуг и
работ обязательств, вытекающих из договоров оказания услуг и (или) выполнения
работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме;
е) взаимодействие с
органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам,
связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом;
ж) организация и
осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего
имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению
многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
начисление
обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и
ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в
соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
оформление платежных
документов и направление их собственникам и пользователям помещений в
многоквартирном доме;
осуществление
управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с
ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по
договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном
порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме
коммунальной услуги соответствующего вида;
ведение претензионной
и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы
за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным
законодательством Российской Федерации;
з) обеспечение
собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления
товарищества и кооператива контроля за исполнением решений собрания,
выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности
проживания, а также достижением целей деятельности по управлению
многоквартирным домом, в том числе:
предоставление
собственникам помещений в многоквартирном доме отчетов об исполнении
обязательств по управлению многоквартирным домом с периодичностью и в объеме, которые
установлены решением собрания и договором управления многоквартирным домом;
раскрытие информации
о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со стандартом
раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере
управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731;
прием и рассмотрение
заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в
многоквартирном доме;
обеспечение участия
представителей собственников помещений в многоквартирном доме в осуществлении
контроля за качеством услуг и работ, в том числе при их приемке.
III. Формирование и
утверждение перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме
5. Проект перечня
услуг и работ составляется и представляется собственникам помещений в
многоквартирном доме для утверждения в зависимости от способа управления
многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом или кооперативом
соответственно, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом
собственниками помещений в этом доме - одним из таких собственников.
6. В целях
подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных
проектом перечня услуг и работ, управляющая организация, товарищество или
кооператив по требованию собственников помещений в многоквартирном доме обязаны
представить акт обследования технического состояния многоквартирного дома, а
также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах
(неисправностях, повреждениях), и при необходимости - заключения экспертных
организаций.
7. В перечень услуг и
работ могут быть внесены услуги и работы, не включенные в минимальный перечень.
8. Перечень услуг и
работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки)
оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества
собственников помещений в многоквартирном доме.
IV. Осуществление
аварийно-диспетчерского обслуживания
9. Управляющая
организация, застройщик - управляющая организация, товарищество или кооператив
обязаны организовать аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома,
в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией,
осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию.
При непосредственном
управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более
чем 12, собственниками помещений в этом доме положения об осуществлении
аварийно-диспетчерского обслуживания подлежат включению в договоры, заключаемые
с лицами, выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение,
водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового
газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого
топлива при наличии печного отопления), или заключается договор об
осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания с организацией,
осуществляющей такую деятельность.
При непосредственном
управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет не
более чем 12, аварийно-диспетчерское обслуживание может осуществляться путем
заключения собственниками договора на оказание услуг с организацией,
осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию.
10.
Аварийно-диспетчерская служба осуществляет повседневный (текущий) контроль за
работой внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, регистрацию и
выполнение заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных
домах об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных
систем, а также принимает оперативные меры по обеспечению безопасности граждан
в случае возникновения аварийных ситуаций или угрозы их возникновения.
11.
Аварийно-диспетчерская служба с помощью системы диспетчеризации обеспечивает:
контроль
загазованности технических подполий и коллекторов;
громкоговорящую
(двустороннюю) связь с пассажирами лифтов, собственниками и пользователями
помещений в многоквартирных домах, дворниками.
12. Работа
аварийно-диспетчерской службы осуществляется круглосуточно. Сведения,
полученные в результате непрерывного контроля за работой инженерного
оборудования, отражаются аварийно-диспетчерской службой в соответствующих
журналах.
13.
Аварийно-диспетчерская служба обеспечивает:
незамедлительную
ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения и
мусоропроводов внутри многоквартирных домов;
устранение аварийных
повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения,
водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения.
14. При поступлении
сигналов об аварии или повреждении внутридомовых инженерных систем холодного и
горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и
электроснабжения, информационно-телекоммуникационных сетей, систем
газоснабжения и внутридомового газового оборудования, входящих в состав общего
имущества собственников помещений в многоквартирном доме, аварийно-диспетчерская
служба сообщает об этом в аварийные службы соответствующих ресурсоснабжающих
организаций и устраняет такие аварии и повреждения самостоятельно либо с
привлечением указанных служб, а в случаях, когда законодательством Российской
Федерации предусмотрены специальные требования к осуществлению
ресурсоснабжающими организациями деятельности по аварийно-диспетчерскому
обслуживанию, аварийно-диспетчерская служба сообщает об этом в аварийные службы
соответствующих ресурсоснабжающих организаций и контролирует устранение ими
таких аварий и повреждений.
15. Управляющая
организация, застройщик - управляющая организация, товарищество или кооператив
в случае организации аварийно-диспетчерского обслуживания путем заключения
договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей соответствующую
деятельность, представляет в аварийно-диспетчерскую службу комплект технической
документации на все объекты, сети и сооружения, схемы всех отключающих и
запорных узлов внутридомовых инженерных систем, планы подземных коммуникаций и
иную документацию, необходимую для осуществления аварийно-диспетчерского
обслуживания.
16. Управляющая
организация, застройщик - управляющая организация, товарищество или кооператив
обеспечивают свободный доступ сотрудников аварийно-диспетчерской службы в
помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и
предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения
в этом многоквартирном доме, и на иные объекты, предназначенные для
обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
17. Аварийно-диспетчерская
служба осуществляет прием и выполнение заявок собственников и пользователей
помещений в многоквартирных домах. Заявки принимаются при непосредственном
обращении в аварийно-диспетчерскую службу, в том числе посредством телефонной
связи, а также с помощью прямой связи по переговорным устройствам,
устанавливаемым в подъездах многоквартирных домов и кабинах лифтов, или других
возможных средств связи.
Регистрация заявок
осуществляется в журнале заявок собственников и пользователей помещений в
многоквартирных домах или в автоматизированной системе учета таких заявок (при
ее наличии).
Журнал учета заявок
должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью аварийно-диспетчерской
службы.
Аварийно-диспетчерская служба обязана обеспечить
хранение указанного журнала в занимаемом этой службой помещении и ознакомление
по желанию собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, в
отношении которых эта служба осуществляет аварийно-диспетчерское обслуживание,
с внесенными в журнал учета заявок записями.
V. Порядок передачи
технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с
управлением этим домом
18. В случае принятия
собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока
договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого
договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или
кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей
таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного
жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на
осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного
жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о
принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление
должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в
многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае
непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения
об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа
управления многоквартирным домом.
19. Организация,
ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18
настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22
настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы,
связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в
подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной
собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом,
органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного
управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному
из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления
многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому
собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока,
установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
20. Техническая
документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением
многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами
содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
Подлежащие передаче
документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и
состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
21. В случае
отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или
нескольких документов, входящих в состав технической документации на
многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным
домом, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, которые были
переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3
месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих
Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке,
предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту
приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в
многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества
или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом
собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в
решении собрания о выборе способа управления этим домом.
22. Организация,
ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно
установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить
его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления
сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный
дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную
собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом,
орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного
управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из
собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим
домом.
Передача технической
документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом
документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать
сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
23. Имеющиеся разногласия по количественному и
(или) качественному составу технической документации на многоквартирный дом и
иных связанных с управлением этим домом документов, подлежащих передаче,
отражаются в акте приема-передачи. Копия акта подлежит направлению в орган
государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля) в
течение 3 дней со дня его подписания передающей и принимающей сторонами. На следующей странице о капитальном ремонте в многоквартирном доме.
|